Информационная культура школьников в условиях современной школьной библиотеки Перед современной общеобразовательной школой стоит важная задача - научить молодого гражданина ориентироваться в массивах информации, используя ее себе во благо, подготовить его к жизни и деятельности в условиях информационного общества. Концепция формирования информационной культуры личности во многих образовательных учреждениях нашей страны реализуется на протяжении многих лет. Благодаря существующим программам библиотечно-библиографической культуры школьники учатся искать и находить информацию в книгах, библиотечных каталогах и Интернете, осваивают основные методы работы с текстом, учатся грамотно писать аннотации, рецензии и рефераты. В современном информационном обществе только владения этими
умениями уже недостаточно. В связи с внедрением в учебно-воспитательный процесс
информационно-коммуникационных технологий существенно изменилась деятельность
современных педагогов и школьников. Школьники не ограничиваются чтением книг и
поиском в Интернете дополнительного материала к урокам. Они активно осваивают
веб-пространство: участвуют в образовательных Интернет–проектах, общаются со
сверстниками, объединяются в сетевые сообщества по интересам, ведут свои сайты
и блоги, активно проявляя себя в Сети. Это требует от каждого из них умения не
только искать, но и размещать нужную информацию, владеть современными
веб-сервисами, знать азы безопасной работы в Сети. Эти и другие факторы влияют на пересмотр содержания программы «Информационная
культура личности» в гимназии, основной целью которой становится предоставление
учащимся знаний, умений и навыков информационного самообеспечения своей учебной
деятельности в соответствии с требованиями нового времени в условиях школьной
библиотеки (библиотечно-информационного центра).
Местом проведения подобных занятий не случайно выбрана школьная библиотека
(библиотечно-информационный центр), которая на протяжении длительного времени
являлась для учащихся источником качественной информации, а сегодня может
предоставить не только учебную, научно-познавательную и справочную литературу,
но и цифровые локальные и сетевые издания.
Библиотекарь, имеющий достаточный опыт работы с традиционными источниками
информации и овладевший Web-сервисами, сегодня играет роль лоцмана в
информационном пространстве: учит школьников самостоятельно проводить поиск,
анализ, обобщение, хранение информации (на бумаге, нетбуках, наладонниках,
book-readers). Кроме того, они способны сформировать у ребят основы ведения
сетевой дискуссии и оценочных суждений об информационном материале для
выработки собственного мнения о нем.
Наряду с изучением основ
библиотечно-библиографической грамотности и культуры чтения учащиеся знакомятся
с сетевыми сервисами: Gmail, Google-документы, Google-книги, создают своё
пространство для общения, используя Cbox, учатся использовать генераторы
изображений (voki и др.), создают открытки, коллажи, презентации с помощью
разных программ (например, «КМ-Школа», PowerPoint и др).
Так, например, при изучении темы «Справочные издания» внимание уделено не
только изучению многообразия печатных энциклопедий и словарей и основным
приёмам работы с ними, но и рассмотрены электронные энциклопедические издания,
справочные сайты и Интернет - порталы (Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия,
Яндекс Словари, Википедия др.) и способы получения информации из них.
При изучении периодических изданий внимание учащихся обращено на существование
Интернет-версий популярных газет и журналов и рассмотрен быстрый способ
получения новостей через службы, организующие RSS-каналы.
Полезным для учебной деятельности является использование информационного
интегрированного продукта «КМ-Школа», разработанного на основе
Интранет/Интернет-технологий, с помощью которого ученики создают презентации и
выполняют исследовательские проекты по разным темам.
Особенностью программы, проводимой со школьниками, является то обстоятельство,
что уже с первого занятия школьники работают в Интернете. Поэтому важное место
в содержании программы занимает изучение учащимися правил безопасного поведения
в Интернете, сетевого этикета и соблюдения авторских прав.
Грамотное сочетание книжных и цифровых ресурсов, а не их противопоставление
друг другу позволит достичь наилучшего результата обучения как по данному
курсу, так и по любому предмету школьной программы. Это даст возможность
систематизировать основные принципы работы с информацией, повысит уровень
информационной культуры и станет залогом успешного обучения и развития
современного школьника. |