Субота, 20.04.2024, 06:26

Головна Реєстрація Вхід
Вітаю Вас, Гість · RSS
Меню сайту
Життя школи
Статті вчителів [12]
Шкільні новини [210]
Навчально-методична робота [85]
Виховна робота [123]
Гордість школи - випускники [2]
Інформація для учнів [31]
Інформація для батьків [43]
Сторінка психолога [13]
Шкільна бібліотека [17]
Проект "Енергоефективнi школи" [27]
Навчально-виховний процес [25]
Проект "Нова генерація" [9]
Особисті блоги та сайти вчителів [9]
Атестація педагогічних працівників [5]
ДПА і ЗНО [12]
Безпека у навчальному закладі [3]
Популярне на сайті
Знайти на сайті

вологість:

тиск:

вітер:

вологість:

тиск:

вітер:

вологість:

тиск:

вітер:

вологість:

тиск:

вітер:

вологість:

тиск:

вітер:

 
Головна » 2011 » Листопад » 14 » "Желание рефлексировать"
01:40
"Желание рефлексировать"


Что же такое рефлексия?

Можно дать несколько определений:

- способность разума обращать свой «взор на себя»;

- мышление о мышлении;

- анализ знания с целью получения нового знания или преобразования знания неявного в явное;

- самонаблюдение за состоянием ума или души;

- выход из поглощенности жизнедеятельностью;

- исследовательский акт, направляемый человеком на себя, и т. п.

 Рефлексия появляется у человека примерно с 1,5 лет. Окончательно она бывает развита у человека к 20-ти годам. Но самое главное, что если не воспитывать потребность в рефлексии, желание рефлексировать, то у человека потребность в рефлексии практически не возникает, т.е. он так и не научится отслеживать, что с ним происходит, какая именно мысль, иллюзия или эмоция спровоцировала его на определенные поступки и каким образом он их совершает. Рефлексия обеспечивает осмысление прошлого и предвосхищение будущего. 

 Виды рефлексии:

- коммуникативная - ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека;

- личностная - объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим;

- интеллектуальная - проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.

Ваш ребенок вас обманывает? И вы не знаете, зачем он это делает? Ответы есть у нас! Журнал PROжизнь. Вопросы психологии и здоровья.

В сложном процессе рефлексии даны, как минимум, шесть позиций, характеризующих взаимное отображение субъектов:

- сам субъект, каков он есть в действительности;

- субъект, каким он видит самого себя;

- субъект, каким он видится другому,

- и те же самые три позиции, но со стороны другого субъекта.

Таким образом, рефлексия — это процесс удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектами друг друга, содержанием которого выступает воспроизведение, воссоздание особенностей друг друга.

Рефлексия — переосмысление и перестройка субъектом содержаний своего сознания, своей деятельности, общения, т. е. своего поведения, как целостного отношения к окружающему миру.

Этапы рефлексии:

• Формирование потребности в рефлексии у школьников и у учителей.

• Развитие умений отслеживать ситуацию «здесь и теперь».

• Развитие умений отслеживать себя в ситуации.

• Формирование умений отслеживать собственную деятельность.

• Формирование потребности в отслеживании механизмов и способов отслеживания.

• Выработка навыков отслеживания механизмов отслеживания.

 С помощью рефлексии ученик получает целостную картину того, что можно обозначить в терминах рефлексии:

- «я знаю, что я знаю»;

- «я знаю, что я не знаю».

Для учителя – это «зеркало», в котором он может увидеть, чему удалось научить, что хорошо и что плохо в его программе.

 Контрольная функция рефлексии – это тот важный механизм, благодаря которому осуществляется любое развитие:

- системы собственных знаний;

- мышления;

- деятельности;

- личности или ее отношений с миром.

 С чего начинается работа по совершенствованию собственной деятельности? С ревизии, осмысления этой самой деятельности, то есть с рефлексии.

Допустим, учитель пришел проводить урок в класс, а урок не получился. Словом, сорван урок! Какие же причины повлияли на это?

                Причины

Типичные:

1. "Урок сорван – завуч виноват! Ведь я же просил не ставить шестым уроком, ребята устали, да еще возбуждены после физкультуры”.

2. "Урок сорван – коллега из соседнего класса виновата! Отпустила своих на полчаса до звонка, они под дверью шум-гам учинили, мешали работать”.

3. "Урок сорван – дети виноваты! У всех дети как дети, а моим только дай побеситься” и т.д.

Другие:

1. "У меня сегодня плохое самочувствие и я хотел быстрее домой, мне сегодня было не до уроков”.

 2. "Может я не смог заинтересовать детей, поэтому у меня и получился сорван урок”.

 3. "Я на уроке думал о своих семейных проблемах, не мог "включиться” в урок, поэтому он и был сорван” и т.д.

 Идентифицируясь с другим, человек выделяет:

- его личностные черты;

- способы поведения;

- особенности отношений и общения.

 Учитель рефлексирующий – это учитель растущий. 

 Прекращающий рефлексировать, избегающий рефлексии неминуемо приостанавливается в профессиональном росте.

При рефлексии не лишним будет прослушивание музыки. И в этом, например, не перестает удивлять своей эволюцией инди-рок музыка.

Категорія: Сторінка психолога | Переглядів: 1091 | Додав: оля | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
Copyright MyCorp © 2024
Календар
«  Листопад 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбНд
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Наші друзі
  • Першотравенська ЗШ №1
  • Першотравенська ЗШ №3
  • Першотравенська ЗШ №4
  • Першотравенська ЗШ №5
  • ЦДТ«Надія»
  • Міський відділ освіти
  • ВИПУСКНИКАМ
  • Все про ЗНО
  • Міністерство освіти і науки України
  • Дніпропетровський РЦОЯО
  • Портал про ЗНО
  • Інформаційна система "Конкурс"
  • Урядовий сайт для юних громадян
  • ВЧИТЕЛЯМ
  • Все про ЗНО
  • Міністерство освіти і науки України
  • Дніпропетровський РЦОЯО
  • Портал про ЗНО
  • Библиотекарь.Ру
  • Острів знань
  • ДОІППО
  • Освітній портал
  • "Мої знання"
  • "Освітній портал Дніпропетровщини"
  • "Головне управління освіти і науки"
  • "Освітній портал Пед ПРЕСА"
  • Архів
    Статистика

    Онлайн всього: 1
    Гостей: 1
    Користувачів: 0
    Конструктор сайтів - uCoz