СТАРШЕКЛАССНИК
Характеристика раннего юношеского возраста
Возраст ранней юности — 15-17 лет — не всегда признавался
особым этапом развития личности. Не случайно некоторые ученые считают юность
довольно поздним приобретением человечества.
С развитием общества, производства, культуры возрастает роль
юношеского возраста, ибо усложняется социальная жизнь, растут сроки
образования, увеличивается возраст, когда людей допускают к участию в активной
общественной жизни. Однако было бы ошибочно рассматривать юность только как
период подготовки к взрослой жизни. Каждый возраст важен сам по себе,
независимо от связи с последующими возрастными периодами.
При использовании понятия «ранний юношеский возраст» надо
различать:
• хронологический возраст — прожитое человеком число лет;
• физиологический возраст — степень физического развития
человека;
• психологический возраст — степень личностного развития;
• социальный возраст — степень гражданской зрелости.
Эти возрасты могут не совпадать у одного и того же лица:
существует закон неравномерности созревания и развития. Эта неравномерность
является одновременно внутриличностной (гетерохронность развития одного и того
же индивида) и межличностной (хронологические сверстники могут фактически
находиться на разных стадиях своего индивидуального развития). Поэтому при
встрече со старшеклассником часто возникает вопрос: с кем мы фактически имеем
дело — с подростком, юношей или уже взрослым человеком? Как правило — решается
применительно к какой-то конкретной сфере деятельности.
Помимо гетерохронности и неравномерности развития, нужно
учитывать и существование принципиально разных типов развития:
• бурный и кризисный, характеризующийся серьезными
поведенческими и эмоциональными трудностями, конфликтом;
• спокойный и плавный, но до некоторой степени пассивный с
выраженными проблемами формирования самостоятельности;
• тип быстрых, скачкообразных изменений, не вызывающих
резких эмоциональных взрывов.
Говоря о юношеском возрасте, необходимо иметь в виду не
просто возрастные, а половозрастные особенности, ибо половые различия весьма
существенны и проявляются в специфике эмоциональных реакций, в структуре
общения, в критериях самооценок, в психосексуальном развитии, в соотношении
этапов и возрастных характеристик профессионально-трудового и брачно-семейного
самоопределения.
И, наконец, давая характеристику раннего юношеского возраста
необходимо учитывать, что у каждого поколения юношей есть характеристики,
которые присущи в принципе самой юности, но удельный вес этих характеристик у
различных поколений может не совпадать. Кроме того, существуют и такие
характеристики, которые свойственны только тому или иному поколению молодежи и
обусловлены внешними факторами развития.
Личностное развитие старших школьников
Главное психологическое приобретение ранней юности — это
открытие своего внутреннего мира. Для ребенка единственной осознаваемой
реальностью является внешний мир, на который он проецирует свою фантазию.
Напротив, для юноши внешний, физический мир — только одна из возможностей
субъективного опыта, средоточием которого является он сам. «Открытие» своего
внутреннего мира — важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает много
тревожных, драматических переживаний. Внутреннее «Я» может не совпадать с
внешним поведением, актуализируя проблему самоконтроля. Не случайно жалобы на
слабоволие — самая распространенная форма юношеской самокритики.
Для юношеского возраста особенно важны процессы развития
самосознания, динамика самостоятельной регуляции образов «Я». Судя по имеющимся
данным, все подростки начинают с периода относительно диффузного, расплывчатого
«Я». Затем они проходят стадию «ролевого моратория», которая может быть
неодинаковой у разных людей и в разных видах деятельности. Завершается же
социально-психологическое и личностное самоопределение уже за пределами школьного
возраста, в среднем между 18 и 21 годами.
Уровень развития «Я» тесно связан с развитием других
личностных особенностей. Старший школьный возраст — это пора выработки взглядов
и убеждений, формирования мировоззрения, созревания его когнитивных и эмоционально-личностных
предпосылок. В этот период происходит не просто увеличение объема знаний, но и
существенное расширение кругозора старшеклассника. У него появляется
потребность свести многообразие фактов к немногим принципам. Конкретный уровень
знаний и теоретических способностей, так же как и широта интересов, у ребят
весьма неодинаковы, но определенные изменения в это направлении наблюдаются у
всех — они-то и дают толчок юношескому «философствованию». Отсюда — устойчивая
потребность в поиске смысла жизни, определение перспективы своего существования
и развития всего человечества.
Характерная черта ранней юности — формирование жизненных
планов. Жизненный план возникает, с одной стороны, в результате обобщения
целей, которые ставит перед собой личность, а с другой стороны — это результат
конкретизации целей и мотивов. Жизненный план в точном смысле этого слова
возникает тогда, когда предметом размышлений становится не только конечный
результат, но и способы его достижения.
В отличие от мечты, которая может быть как активной, так и
созерцательной, жизненный план — это план деятельности. Профессиональные планы
старшеклассников зачастую недостаточно конкретны. |