ПОДРОСТОК
Характеристика подросткового возраста
Тема подросткового возраста в возрастной психологии занимает
особое место. Важность ее определяется, во-первых, большим практическим
значением (из десяти классов средней школы по крайней мере в пяти учатся
подростки); во-вторых, именно в этом возрасте наиболее отчетливо проявляется проблема
соотношения биологического и социального в человеке; в-третьих, подросток
очевидно иллюстрирует многогранность и сложность самого понятия «возраст».
Когда ребенок становится подростком, подросток — юношей,
юноша — взрослым? На «полюсах» вопрос более или менее ясен: никто не назовет
12-летнего юношей, а 20-летнего — подростком. Но применительно к 14-18-летним
употребляются оба эти термина, и это не случайно. Грани перехода от детства к
зрелости достаточно условны. Возрастные категории всегда обозначают не только и
не столько возраст и уровень биологического развития, сколько общественное
положение, социальный статус человека. В наше время подростковым периодом
считается возраст от И до 15-16 лет. Переходный возраст включает в себя два
ряда процессов:
• натуральный — процессы биологического созревания
организма, включая половое созревание; • социальный — процессы общения,
воспитания, социализации в широком смысле слова. Процессы эти всегда
взаимосвязаны, но не синхронны:
• различны темпы физического и психического развития у
разных детей (один мальчик в 14-15 лет выглядит взрослым, другой — ребенком); •
существуют внутренние диспропорции в созревании отдельных биологических систем
и психики; • социальное возмужание по времени не тождественно физическому (физическое
созревание происходит значительно быстрее, чем социальное — завершение
образования, приобретение профессии, экономическая самостоятельность,
гражданское самоопределение и т. д.).
Подростковый возраст является переходным, прежде всего, в
биологическом смысле. Социальный статус подростка мало чем отличается от
детского. Подростки — все еще школьники и находятся на иждивении родителей и
государства. Их основная деятельность — учеба. К биологическим факторам относят
половое созревание, а также бурное развитие и перестройку всех органов, тканей
и систем организма. Не следует объяснять особенности поведения детей в этом
возрасте лишь исходя из изменений, происходящих в организме подростка. Половое
созревание как главнейший биологический фактор влияет на поведение не прямо, а
опосредованно.
Основной психологический «механизм» резкого изменения
поведения в подростковом возрасте схематично можно представить следующим
образом. Начало полового созревания, связанное с появлением новых гормонов в
крови и их влиянием на центральную нервную систему, а также с бурным физическим
развитием, повышает активность, физические и психические возможности детей и
создает благоприятные условия для появления у них ощущения взрослости и
самостоятельности.
Кризис подросткового возраста
Подростковый кризис всегда особенно интересовал ученых.
Кризис этот характеризуется перепадами настроения без достаточных причин,
повышенной чувствительностью к оценке посторонними внешности, способностей,
умений. При этом внешне подростки выглядят самоуверенными, безапелляционными в
суждениях. Сентиментальность порой уживается с черствостью, а болезненная
застенчивость — с развязностью, показной независимостью, неприятием авторитетов
и общепринятых правил, обожанием случайных кумиров.
Теоретическая разработка этой проблемы началась на рубеже XX
века. В это время господствовало представление о том, что источником кризиса и
специфических особенностей подростка являются биологические моменты,
генетически предопределенные изменения. Появление новых психологических
особенностей рассматривалось как явление неизбежное и универсальное, то есть
присущее всем подросткам. Из этого следовал вывод: трудности надо перетерпеть,
вмешательство с целью что-то изменить нецелесообразно и бесполезно.
Однако постепенно в науке накапливались факты,
свидетельствующие о том, что особенности подросткового периода определяются
конкретными социальными обстоятельствами жизни и развития подростка, его
общественным положением в мире взрослых. Особенно бурно у подростка протекает
переходный период, если в детстве он усваивал то, что ему не пригодится как
взрослому, и не учится необходимому для будущего. В этом случае он оказывается
не подготовленным к будущему по достижении «формальной» зрелости.
Немецкий психолог К. Левин констатировал, что в современном
обществе существуют две самостоятельные группы — взрослых и детей. Каждая
обладает привилегиями, которых не имеет другая. Специфика положения подростка
состоит в том, что он находится между этими двумя группами: он уже не хочет
принадлежать к группе детей и стремится перейти в группу взрослых, но они его
еще не принимают. В этом положении неприкаянности К. Левин видел источник
специфических особенностей подростка. Он считал, что чем больше разрыв между
двумя группами и, соответственно, чем длиннее период неприкаянности подростка,
тем с большими трудностями протекает подростковый период.
Л. С. Выготский полагал, что кризис переходного возраста
связан с двумя факторами: возникновением новообразования в сознании подростка и
перестройкой отношений между ребенком и средой: эта перестройка и составляет
главное содержание кризиса.
По мнению Л. И. Божович, подростковый кризис связан с
возникновением нового уровня самосознания, характерной чертой которого является
появление у подростков способности и потребности познать самого себя как
личность, обладающую только ей присущими качествами. Это порождает у подростка
стремление к самоутверждению, самовыражению и самовоспитанию.
Многие авторы связывают понятие кризисного развития с
проблемой «акцентуаций характера». В подростковом возрасте формируется
большинство характерологических типов, их черты еще не сглажены и не
компенсированы последующим жизненным опытом, как это нередко бывает у взрослых.
Именно в подростковом возрасте различные типологические варианты нормы
выступают наиболее ярко как «акцентуации характера». У подростка от типа акцентуации
характера зависит многое: само прохождение пубертатного кризиса, проявление
острых аффективных реакций, неврозов, общий фон поведения.
А. Е. Личко выделяет следующие типы акцентуаций подростков:
гипертимный, циклоидный, лабильный, астеноневротический, сенситивный,
психастенический, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, конформный.
Знание акцентуаций характера необходимо для налаживания
отношений с подростком в семье, классе, внешкольных группах. |