21 октября Валентина Ивановна Симонина провела для первоклассников классный час на тему "Учимся беречь энергию"
Тема « Энергосбережение» в 1 классе
Цели и задачи:
- способствовать воспитанию экологического сознания
у детей;
- способствовать воспитанию
навыков экологически устойчивого и
безопасного стиля жизни;
- привлечение внимания к
проблемам
использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов, охране окружающей
среды;
- создание мотивации для
сбережения ресурсов и
энергии:
- вовлекать школьников в полезную деятельность по энерго- и
ресурсосбережению;
- стимулировать интерес к научным исследованиям и практическому
применению знаний, полученных в школе.
Ход мероприятия
- Ребята к нам пришёл необычный
гость, вместе с ним мы узнаем много
интересного и
полезного.
«Добрый
день!
Меня зовут Электроша.
Я и мои друзья хотим пригласить вас в
мир знаний об энергии и узнать, о том, как её сберечь.»
- Ребята, как вы думаете, что такое энергия?(ответы детей)
Электроша: Энергия – это сила,
приводящая предметы в движение. Она может ускорить перемещение, что-то поднять,
нагреть, осветить. А энергосбережение – это не только сэкономленные деньги
семейного бюджета, но и сбережение энергоресурсов. Это забота о тех, кому
предстоит жить после нас на планете Земля. Для этого необходимо научиться
использовать энергию эффективно и безопасно по отношению к окружающей среде.
Учитель:
Я очень благодарен тебе за помощь. И ребята тоже благодарны. Правда,
ребята? -Кто же друзья Энергокотика , вы узнаете, разгадав загадки.
1. Дом – стеклянный пузырек,
А
живет в нем огонек.
Днем
он спит, а как проснется,
Ярким
пламенем зажжется.
(Лампочка) Слайд 2
- А
как попадает электричество к нам в дома? (ответы детей)
2. К дальним селам, городам
Кто
идет по проводам?
Светлое величество!
Это -
…!(электричество)!
- Электричество вырабатывается на
электростанциях, гидроэлектростанциях
и приходит в наш дом по проводам, которые
называются ЛЭП – линии электропередач.
-Итак, когда мы пользуемся электроэнергией?
(ответы детей)
Учитель:
- Конечно, мы все очень благодарны Электроше за то, что
узнали, что такое энергия, энергосбережение. Само слово "ЭНЕРГИЯ” - какое-то на первый взгляд нематериальное, т.е. ее не увидеть,
не потрогать! Однако ничто вокруг нас не совершается без участия этой
самой энергии.
А вы знаете, какая бывает энергия? (Высказывания
детей, на доске составляется схема)
-
Скажите, а что является источниками
энергии на Земле? ( по ходу
выступления учащихся на доске составляется схема)
Ученик
1:
Главным источником энергии на земле является Солнце. Оно дает нам неограниченное количество энергии.
Солнце излучает огромные потоки света и тепла, приводя в
движение ветер и воду, дает жизнь людям,
животным, растениям..
Учитель:
- А кто знает, что такое электростанции? (Это
крупные предприятия, которые вырабатывают электроэнергию)
Электростанции, которые вырабатывают для нас электричество, используют
полезные ископаемые: уголь, нефть, природный газ. Это не возобновляемые
источники энергии. Нужны миллионы лет, чтобы солнечная энергия помогла
восполнить израсходованные человеком запасы Земли. Электрический ток вырабатывается специальными
машинами-генераторами. Генератор вращается при помощи турбины, для ее работы
используется вода, пар или атомная энергия.
Современные автомобили работают на нефтепродуктах и используют природную
энергию. В древние времена важнейшими источниками энергии были древесина и
ветер. Постепенно человек для получения энергии научился использовать нефть,
газ и сегодня трудно представить наши квартиры без освещения, холодильников,
стиральных машин, пылесосов, которые работают на электричестве. Топливо стоит больших денег, поэтому
электричество надо беречь.
Учитель:
Самая большая доля затрат энергии приходится
на домашнее хозяйство, т.е. на удовлетворение наших потребностей (кухонные
плиты, светильники, телевизоры, пылесосы, и т.д.) На промышленность, на
транспорт.
Мы
уже знаем , что Солнце дает нашей Земле энергию, тепло. Энергия, полученная от
солнца миллионы лет назад, сегодня возвращается к нам в виде угля и нефти. Но
представьте себе, какое количество полезных ископаемых должны добывать люди,
чтобы их хватало для энергостанций, которые приносят в наши дома тепло и свет.
Известно, что запасы угля и нефти не бесконечны.
-
Как вы думаете, ребята, можем ли мы с вами сэкономить полезные ископаемые,
которые так нужны для работы электростанций, которые дают нам электроэнергию,
так нужную нам? Как мы это можем
сделать? (Ответы детей)
- Да!
Если каждый из нас будет экономить электричество в своих домах, не будет
включать без необходимости электроприборы, то мы поможем сэкономить богатства
нашей Земли (полезные ископаемые)
-
Конечно, ученые работают и пытаются использовать солнечную энергию, т.е. ученые
считают, что Солнце будет светить еще много миллиардов лет и обеспечивать жизнь на Земле. Уже
известны различные возможности использования солнечной энергии. Например,
солнечные коллекторы на крышах могут
нагревать воду, а солнечные электростанции дают ток без загрязнения окружающей
среды, но есть еще и много не решенных задач. Установки для сбора солнечной
энергии очень дороги и дают мало энергии. Их строительство потребует гигантских
площадей и большого количества
материалов. И все же в будущем энергетический голод можно будет удовлетворить с
помощью солнечного излучения, где Солнце светит всегда. Тогда нефть мы сэкономим для следующих
поколений, а значит, поможем сохранить окружающую среду. В 2030 году только 6%
наших энергетических потребностей можно удовлетворять, используя Солнце. Но
если люди усовершенствуют технику, в 2130 году эта доля составит уже 70% , А
Солнце по-прежнему будет дарить свою животворную силу.
. Инсценировка ( с использованием картинок)
Учитель:
- Ребята, почему пробки не пустили
электричество в эту квартиру? А что
можно сделать по-другому, чтобы сберечь электричество?
- Давайте вспомним, какие предметы
работают от электричеств, отгадывая загадки.
1. Четыре красных солнца
Есть
у меня на кухне,
Четыре
красных солнца
Горели
и потухли.
Готовы
борщ, пирог, блины.
До завтра солнца не нужны.(
Электрическая плита)
2.Есть у нас в квартире робот -
У
него огромный хобот.
Любит
робот чистоту,
И
гудит, как лайнер: «Туу-у».
С
охотой пыль глотает,
Но
не болеет, не чихает. (Пылесос)
3. Предмет необходимый есть у
нас,
Работает бесшумно,
Радует
он глаз.
Он сэкономит время
и руки сбережет –
Эта
машина нас избавит от забот! (Стиральная машина)
4. Телевизор
Смотрю
я на экран в квартире,
И вижу, что творится в мире.
Погода,
новости, кино,
Про
спорт узнаю заодно. (Телевизор)
5. Полюбуйся, посмотри:
Полюс
Северный внутри,
Там
сверкает снег и лед,
Там
сама зима живет. (Холодильник)
- Для чего нам нужен холодильник? (Ответы детей)
Холодильник рассердился,
Взял, да сам и отключился.
"Работать трудно, - говорит, -
Если толстый лёд висит”. - Как мы с вами можем помочь холодильнику? (Ответы детей)
Учитель: - А теперь послушайте! Оптимальным местом для холодильника на кухне является самое прохладное место.
При наружной температуре 20 градусов холодильник расходует на 6% меньше
энергии. Так что, не стоит ставить холодильник вблизи батареи или других
отопительных приборов. Крайне отрицательно на работе холодильника сказывается и
большая "шуба” в морозильнике. Поэтому помогите взрослым, не поленитесь его
лишний раз оттаять. От этого он будет экономичней.
6. Из горячего колодца
Через нос водица льется. (Чайник)
-Кто любит пить чай? Значит, чайником
пользоваться умеете.(Ответы детей) -
Тогда для чего на кухне используют термос? В походе понятно: нет рядом плиты,
электрического чайника и костер не всегда возможно развести. (Ответы
детей) - Посчитайте, сколько раз за день кипятите воду? А сколько из вскипяченной воды используете? (Ответы детей)
- Наверняка, стакана 2 – 3, а остальная вода остывает себе в чайнике. А что,
если эту воду взять и залить в термос? Тогда не придется тратить время на
кипячение каждый раз, когда захочешь выпить чаю, да еще и сэкономишь энергию.
Термос нас не удивит,
Он водичку нам хранит.
Горячую, холодную,
Ко всему пригодную.
7. Гладит все, чего
касается,
А
дотронешься - кусается.
Очень
нужный в жизни друг –…! (Электрический утюг) - Кто помогает дома родителям гладить белье? Расскажите, как вы это делаете.
(Ответы детей) - Экономить электроэнергию можно даже при глажении. Для этого надо помнить, что
слишком сухое и слишком влажное белье приходится гладить дольше, а значит, и
больше расход энергии. И еще одна "мелочь”: утюг можно выключать за несколько
минут до конца работы; на это время вполне хватит остаточного тепла.
- И сказали утюги:
Мы хозяйкам не враги!
Как погладишь пиджачок,
Отключи свой утюжок,
А остатками тепла Мы отутюжим все шелка.
- Сейчас мы с вами поставим сказку «Егоркино электро - горе». Распределим роли ( слова
раздаются детям распечатанные на листах)
Сценка «Егоркино электро - горе»
Полезные советы на
каждый день
Не забывайте всегда выключать за собой свет!
Не допускайте, чтобы лампочки горели тогда, когда в помещении
светло от
солнечного света.
Не включайте сразу много электроприборов.
Содержите в чистоте лампы и плафоны!
|