Родительский лекторий. "В чем
проявляются нарушения психического здоровья школьников."
Наиболее частые нарушения
психического здоровья школьников: синдром дефицита внимания, компьютерная
зависимость, временная некомпетентность.
Синдром дефицита внимания - наиболее частая форма хронических нарушений
поведения в детском возрасте. Это состояние, при котором способность к
концентрации внимания у ребенка отстает от его психического развития, не
соответствует возрасту и сочетается с выраженной импульсивностью и
гиперактивностью. При этом большинство детей с таким синдромом имеют хорошие
интеллектуальные способности, но они неуспешны из-за гиперактивности,
невнимательности, отвлекаемости. При увеличении учебной нагрузки проблемы детей
с синдромом дефицита внимания, как правило, значительно обостряются. Во время
уроков им сложно справиться с заданиями, так как они испытывают трудности в
организации и завершении работы, письменные работы выглядят неряшливо, в них
много недочетов. Частая ошибка родителей и педагогов при воспитании такого
ребенка — требовать от него сосредоточенного внимания, усидчивости и
сдержанности.
Компьютерная зависимость. Учащиеся, склонные к ней, активно стремятся изменить
не удовлетворяющее их психическое состояние, которое они считают чаще всего
«скучным», «серым». Они не могут найти в реальной действительности того, что
способно надолго привлечь их внимание, увлечь, обрадовать. Такие яркие
переживания дают им компьютерные «войны» и «стратегии». Если ребенок на ваш
запрет реагирует бурно, протестует и пытается демонстративно шантажировать
вас, стоит задуматься, так ли безобидно это увлечение.
Временная некомпетентность - один из серьезных стрессогенных факторов. Примеры
временной некомпетентности: неспособность четко рассчитать свое время в
процессе выполнения контрольной работы, неумение планировать внешкольное время
так, чтобы его хватило и на выполнение домашней работы, и на отдых, неумение
рассчитать силы во время подготовки к экзаменам и т.д. Для таких учащихся
характерно погружение в психологическое прошлое или, что встречается гораздо
чаще - в нереалистичное будущее. Во многих случаях у них неадекватная
самооценка, повышенный уровень тревожности, страх перед будущим.
Памятка
«Как сохранить психическое здоровье ребенка»
• Всегда
находите время поговорить с ребенком. Интересуйтесь его проблемами, вникайте в
возникающие у него сложности, обсуждайте их, давайте советы.
• Не
оказывайте нажима на ребенка, признайте его право самостоятельно принимать
решения, уважайте его право на собственное мнение.
• Научитесь
относиться к ребенку как равноправному партнеру, который пока просто обладает
меньшим жизненным опытом.
• Не
унижайте ребенка криком, исключите из практики семейного воспитания
«психологические пощечины».
• Не
требуйте от ребенка невозможного в учении, сочетайте разумную требовательность
с похвалой. Радуйтесь вместе с ребенком даже маленьким успехам.
•
Осознайте, что взрослеющий подросток не всегда адекватен своих поступках в силу
физиологических особенностей. Умейте прощать, «лечите» добром.
• Не
сравнивайте ребенка с другими, более успешными детьми этим вы снижаете
самооценку. Сравните его с ним же самим, но менее успешным.
• Следите за
выражением своего лица, когда общаетесь с ребенком. Хмуро сведенные брови,
гневно сверкающие глаза, искаженное лицо - «психологическая пощечина» ребенку.
|