Педсовет №2. "Формирование социальных компетентностей педагогов и родителей"
Существуют десятки, сотни профессий, специальностей, работ. Но самой универсальной, благородной, элитной работой есть процесс творения, созидания человека. И удостоены этого великого, неповторимого счастья родители и педагоги. Народная мудрость утверждает, что судьба человека складывается из трех самых важных жизненных составляющих: от кого родился (семья),у кого учился (школа),на ком женился (семья).Именно нам, педагогам, достался самый ответственный участок формирования личности ребенка: научить родителей, как сделать ребенка счастливым, успешным в семье; научить ребенка, как создать свою счастливую, успешную семью.Семья и школа- едины, это аксиома. И если это единство
рушится, то это влечет за собой и разрушение судьбы ребенка.На сегодняшний день остро стоит
проблема уровня социальных компетенций педагогов и родителей:
-динамично развивается современный социум;
- происходит интенсивное преобразование в
социокультурной среде;
-меняются педагогические ценности;
-нарушаются механизмы сосуществования в социуме;
-усложняется жизнедеятельность общества в целом.
И все это требует наличия социальной компетентности
каждого субъекта социального взаимодействия.Социальная компетентность в современном обществе
означает способность человека выстраивать стратегии взаимодействия с другими
людьми.Она предполагает в равной степени:
- освоение вариантов взаимодействия с окружающими;
- способы достижения целей;
-понимание сути происходящих событий;
- предвидение последствий собственных действий.
Если язык терминов перевести на более доступный, то
фразу «социальная компетентность» можно было бы заменить словом « гибкость»:
умение подстроиться под социум с наименьшим для себя уроном, с сохранением
ценностей, с возможностью достичь поставленных целей.Что произойдет, если педагог, родитель социально не
компетентен, т.е. не хочет или не может быть «гибким» ? В воспитании детей
образуется некая ниша, которая или так и останется пустой (это скажется на
уровне развития личности ребенка), или дети заполнят ее самостоятельно как
смогут, чем смогут.Откуда берутся трудные, проблемные, неуспевающие дети?
На каком-то этапе их развития образовалась ниша, которую не смогли заполнить ни
родители, ни педагоги. Поэтому у этих детей или пробел в знаниях, или
девиантность в поведении.Каков же уровень социальной компетентности наших
педагогов?Рассмотрим деятельность учителей по таким
направлениям:
-изменения в построении отношений «педагог-ученик»;
-систематическое обучение родителей для построения
продуктивных отношений «педагог- ученик-родитель»;
- отношения «педагог-педагог».
Основное кол-во педагогов имеет достаточно большой
педстаж. Вполне естественно, что за эти годы наработан определенный опыт,
создан определенный имидж. Заставить себя в чем- то измениться, к чему-то
приспособиться очень трудно. И тем труднее, чем больше этого самого стажа и
опыта. Однако сильным педагогам ( я бы сказала- разумным, мудрым), это
оказалось под силу. |