Из опыта работы учителя русского языка и литературы Уткиной Валентины Владимировны.
Формирование креативности учащихся в процессе работы по
развитию связной речи на уроках русского языка
в 5-8 классах
Педагогическое кредо: Воспитание успешной личности
Если у учителя есть только
любовь к делу, он будет хорошим учителем.
Если учитель чувствует только любовь к
ученику, как отец,
мать, он будет лучше
того учителя, который прочитал все книжки, но не чувствует любви ни к делу, ни к ученику.
Если учитель соединяет в
себе любовь к делу
и к ученикам, он – совершенный
учитель. Л. Толстой Язык – ключ к драгоценному наследию прошлого, инструмент,
позволяющий овладеть накопленными богатствами, достижениями человеческой
культуры и мысли.
Он является, по словам К. Ушинского, «самой живой, самой
обильной и прочной связью, соединяющей отжившие, живущие и будущие поколения в
одно великое, историческое, живое целое».
Актуальность проблемы
Основная цель обучения - достижение свободного владения русским языком
во всех видах речевой деятельности на основе речевой, языковой, социокультурной
и деятельностной компетенций.
Данная цель достигается путем:
1.Воспитания чувства красоты и выразительности родного
слова;
2.Становления речевой компетенции: расширение словарного
запаса, развитие грамматического строя речи учащихся, совершенствование умений
и навыков во всех видах речевой деятельности и в разных сферах общения,
овладение культурой речевого поведения, полемики и критического мышления.
Значимость
работы по развитию связной речи на уроках русского языка:
v Воспитательная:
воспитывает эстетический вкус.
v Развивающая:
развивает потребность в эстетическом совершенствовании собственной речи
осуществляется путем анализа изобразительно-выразительных средств текста.
v Обучающая:
способствует развитию логического мышления учащихся. В ходе обучения они
приобретают умения анализировать,сопоставлять, сравнивать, обобщать языковые
факты, учатся приводить нужные доказательства, делать выводы, отбирать и
систематизировать материал в соответствии с темой и основной мыслью
высказывания; составлять план высказывания, тезисы; строить логически
правильное и композиционно завершенное высказывание.
Я думаю, каждый учитель может создать условия для личностного роста
учеников, которые определяются в повышении их познавательной и социальной
активности, умении самостоятельно и критически мыслить, осуществлять выбор,
нести ответственность за него, умении позитивно и гуманно решать конфликтные
ситуации,
уважать мнение другого.
Из опыта работы учителя математики Габисовой Натальи Михайловны
Индивидуализация и дифференциация обучения в условиях
креативного образования
Педагогическое кредо: Учащие и учащиеся - прежде всего сотрудники.
Н.К. Рерих
Актуальность проблемы
Творческая деятельность человека во всех областях жизни
возможна при наличии прочных знаний основ наук, обобщенных умений и навыков и
развития ее духовных сил (определенных положительных качеств ума и характера,
чувств убеждений).
Перед каждым новым
поколением жизнь ставит все более сложные задачи и для их решения требуется все
более высокий уровень образованности человека.
Становление научного мировоззрения учащихся невозможно
без ознакомления со спецификой математических методов познания. Формирование
представлений о математическом моделировании, понимание связи математики с
действительностью.
В связи с внедрением новых критериев оценки учебных
достижений учеников в основу системы обучения был положен уровневый подход и
технология уровневой дифференциации как совокупность форм и методов обучения,
учитывающие индивидуальные особенности ученика, его потребности и интересы.
Уровневая дифференциация обучения является залогом развития детей с разными
способностями и интересами.
Значимость
¨ Уровневая
дифференциация обучения предусматривает групповую деятельность учащихся в
учебном процессе.
¨ Такая деятельность позволяет
индивидуализировать процесс обучения, создать условия для общения.
¨ Взаимный контакт школьников в процессе
выполнения задач способствует установлению коллективных отношений, формированию
чувства долга и ответственности за совместную работу.
¨ При работе в группе ученики имеют возможность
сразу выяснять непонятные для себя вопросы, своевременно исправлять ошибки,
допущенные в процессе решения упражнений, учиться выслушивать мнение своего
товарища, отстаивать и обосновывать правильность собственных суждений,
принимать решения Уровневая дифференциация обучения
предусматривает:
·
увеличение количества упражнений,
которые нужно выполнить, и обеспечение развивающего характера обучения;
- отказ
от авторитарного обучения;
- свободу
выбора каждым учеником уровня учебных достижений;
Для успешного проведения
дифференцированного обучения учителю необходимо:
¨ изучить
индивидуальные особенности и учебные возможности учащихся;
¨ определить
критерии объединения учащихся в группы;
¨ использовать
и совершенствовать способности и навыки учащихся в групповой и индивидуальной
работе;
¨ систематически
и объективно анализировать работу учащихся;
¨ планировать
деятельность учащихся по формированию у них навыков самостоятельной
деятельности и умение управлять собственным учебным процессом;
¨ осуществлять
постоянную обратную связь на уроке; умело использовать средства поощрения и
т.д.
В процессе использования
дифференцированных заданий необходимо осуществлять постепенный переход от
коллективных форм работы учеников к частично самостоятельным и полностью
самостоятельным в пределах урока или системы уроков. Такой подход дает
возможность учащимся участвовать в выполнении задач, сложность которых
возрастает.
¨ Творчество
– это способность удивляться и познавать, умение находить решения в
нестандартных ситуациях. Это нацеленность на открытие нового и способность к
глубокому осознанию своего опыта.
¨ Каждый
учитель имеет своё представление о том, что такое творческая одарённость детей.
Это представление у каждого из нас складывается на основе понимания творческой
одарённости, из опыта общения с детьми, наблюдения за особенностями их
развития.
Еще одно определение
креативности: "Творчество – это: копать глубоко, смотреть в оба, слышать
запахи, смотреть сквозь, протягивать руки в завтрашний день, слушать кошку,
петь в собственном ключе…” (Торренс)
Из опыта работы учителя начальных классов Ивановой Инны Богдановны
Развитие логического мышления у младших ШКОЛЬНИКОВ
Страшная опасность –
безделье за партой: безделье 6 часов ежедневно, безделье месяцы и годы – это
развращает, морально калечит человека, и никакая школьная бригада, ни
мастерская, ни школьный участок – ничто не может возместить упущенного в
главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли.
В. А. Сухомлинский
Педагогическое кредо:
Кто хочет – тот ищет возможности. Кто не хочет – тот
ищет причину.
Актуальность проблемы
В школу приходят дети, уже обогащенные большим
количеством знаний и навыков, владеющие определенными информационными
технологиями
В современное время дети учатся по развивающим
технологиям, где логическое мышление является основой.
Скачок в развитии новых технологий влечет потребность
в людях, умеющих мыслить нестандартно
Ребенок, не
научившийся учиться, не овладевший приемами мыслительной деятельности в
начальных классах школы, в средних классах зачастую переходит в разряд
неуспевающи
Школа I ступени:
•
обеспечивает начальный этап становления
личности, развития всех познавательных процессов
•
формирует умение и желание учиться
•
вооружает знаниями, умениями, навыками,
развивает школьников
•
закладывает навыки овладения элементами
логических действий (сравнения, классификации, обобщения , синтеза, анализа и
др.)
Уроки логики направлены на формирование у детей:
навыков
логического мышления
умения
думать, рассуждать и доказывать
вариативного мышления, памяти, творческого
мышления, зрительного внимания, сообразительности
активной
жизненной позиции
лидерских качеств
организаторских
умений и навыков
опыта руководства небольшой группой
сотрудничества
со сверстниками и взрослыми
коммуникативных умений и навыков
самоорганизации
проектирования
собственной деятельности
Игровые технологии
Функции игры:
v Коммуникативная:
освоение диалектики общения.
v Терапевтическая:
преодоление различных трудностей, возникающих в других видах деятельности.
v Диагностическая:
выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры.
v Коррекционная:
внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей.
v Межнациональной
коммуникации: усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей.
v Социализации:
включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого
общежития. Развлекательная (доставить удовольствие, воодушевить, пробудить
интерес).
Методологическую основу исследования проблемы развития логического
мышления младших школьников составляют труды психологов и педагогов:
С.Л.Рубинштейна, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, П.Я.Гальперина,
В.В.Давыдова, А.З.Зака, О.К.Тихомирова, Н.Ф.Талызиной,
Д.Н.Богоявленского и др.
|