Четвер, 02.04.2020, 02:47

Головна Реєстрація Вхід
Вітаю Вас, Гість · RSS
Меню сайту
Життя школи
Статті вчителів [12]
Шкільні новини [210]
Навчально-методична робота [85]
Виховна робота [123]
Гордість школи - випускники [2]
Інформація для учнів [31]
Інформація для батьків [43]
Сторінка психолога [13]
Шкільна бібліотека [17]
Проект "Енергоефективнi школи" [27]
Навчально-виховний процес [25]
Проект "Нова генерація" [9]
Особисті блоги та сайти вчителів [9]
Атестація педагогічних працівників [5]
ДПА і ЗНО [12]
Безпека у навчальному закладі [3]
Популярне на сайті
Знайти на сайті

вологість:

тиск:

вітер:

вологість:

тиск:

вітер:

вологість:

тиск:

вітер:

вологість:

тиск:

вітер:

вологість:

тиск:

вітер:

 
Головна » 2012 » Січень » 7 » Психолого-педагогічний семінар
21:25
Психолого-педагогічний семінар

 Проблеми фізичного та психичного здоров'я учнів в школі

 Современное состояние экономики, экологии, условий развития детей во всем мире неблагоприятно отражается на их здоровье. Растет число детей, которым необходима специализированная медицинская и психологическая помощь, щадящая организация образовательного процесса. Многочисленные исследования показывают, что в течение последних 10 лет наблюдается устойчивая тенденция ухудшения здоровья детей.

По данным всеобщей диспансеризации школьников, проведенной в 2002 году, из 6 миллионов подростков, прошедших профилактические осмотры, у 94,5% зарегистрированы различные заболевания. Лишь 14 % выпускников школ «практически» здоровы. При этом треть зарегистрированных у школьников заболеваний ограничивают выбор будущей профессии.

  Поскольку дети с 3 до 18 лет проводят в образовательных учреждениях фактически 80% активного времени, неизбежен вывод, что в ряду причин ухудшения здоровья детей организация образования является важнейшей. Поэтому решение проблемы детского здоровья нуждается в новых подходах, прежде всего, в реализации здоровьесберегающего образовательного процесса.

Особенности здоровьесберегающей технологии в ее рациональности, совместной организации деятельности учителя и учащихся, договорных основах, без которых невозможно достичь гармонических отношений и эффективности обучения. Покажем это на схеме.     В представленной схеме существуют два изолированных вида деятельности учащихся и учителя. Для того чтобы эти виды деятельности соответствовали тем требованиям, о которых говорилось выше, необходимо их объединить таким образом, чтобы при их слиянии образовалось центральное единое поле совместной деятельности. Это гармония, слитность, созвучие управленческой, организационной деятельности учителя и учащихся. Такое объединение дает возможность учителю решать проблемы успешнее, а учащимся облегчает напряженный интеллектуальный учебный труд.

     Установлено, что психологическую составляющую здоровьесберегающей образовательной среды определяют:

  • организация деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса на основе сотрудничества и помощи;
  • личностные особенности участников образовательного процесса, в том числе жизненные ценности, установки, мотивы;
  • наличие здоровьеориентированной корпоративной культуры;
  • развивающая предметная среда.

     Установлено, что предметная среда является развивающей только тогда, когда помимо развивающих когнитивно-эмоциональных компонент включает развивающую духовную составляющую: архетипы среды «дома» (несущей образ уюта и защищенности), «мастерской» (несущей образ места самоосуществления и труда), «храма» (несущий образ инициации - причастия к родовой, племенной памяти, истории и культуре человечества).

  Показано, что психологическая составляющая здоровьесберегающей образовательной среды включает:                 психологическую адекватность, адаптацию и устойчивость к условиям среды участников образовательного процесса;

  • организацию деятельности и взаимодействия всех участников образовательного процесса;
  • психологические характеристики профессионального и личностного потенциала человека, в том числе систему жизненных ценностей, включающую как основную ценность здоровье;
  • установку, потребность вести здоровый образ жизни;
  • состояние общего душевного комфорта;
  • формирование постоянно меняющейся разнообразной развивающей предметной среды. 

  Главный упор делается на уроках – это рациональная организация урока, использование активных методов и активных форм обучения. К примеру, если в течение урока используется один вид деятельности или 30-35 минут занимает фронтальная работа, то это приведет к невосприятию материала и др. Рациональная организация урока (по Н.К. Смирнову) включает в себя

  • разнообразные виды деятельности (4-7),
  • частоту их чередования (7-10 мин),
  • плотность урока не менее 60% и не более 75-80%,
  • смену позы,
  • физкультминутки,
  • эмоциональные разрядки.

Все это снимает проблемы переутомления, отсутствие интереса к изучаемой теме; дети активны до конца урока, им нравится узнавать все больше нового.

  Большое внимание уделяется системе оценивания результатов обучения, учитывая наличие такого явления как субъективизм при оценке ученических работ, что может крайне отрицательно повлиять на успешность обучения. Предлагается систему оценивания, которая также относится к «сохраняющей здоровье среде»:

  •  это самооценка;
  •  оценка товарища, друга по парте;
  •  коррекционная оценка; 
  •  совместная оценка учителя и ученика; 
  •  окончательная оценка. 

Таким образом, исключается эмоциональная стрессовая нагрузка у учащихся при оценивании его результатов, учитывается различные психофизиологические особенности детей. 

  Ученые утверждают, что эмоциональная нагрузка у учащихся в подобной ситуации оценивания результатов адекватна нагрузке летчика – испытателя перед взлетом на новой машине. Определено, что психологическая составляющая здоровьесберегающей образовательной среды оказывает существенное влияние на успешность учения, адаптацию в обществе, систему жизненных ценностей, установок, организацию деятельности, толерантность и приятие жизненных ценностей других людей.

     Здоровьесберегающая образовательная технология должна иметь следующие принципы: 

• определять образовательную среду как совокупность теоретических и практических, включая организационные, образовательные ресурсы, обеспечивающие рост благополучия, обогащение возможностей, формирование личности и ее направленное развитие, а также предотвращение проблем у всех участников образовательного процесса;

• опираться на общие закономерности возрастного и индивидуального развития школьников;

• ориентироваться на всех участников образовательного процесса, прежде всего здоровых;

• воплощаться в трех направлениях деятельности: психологическом, педагогическом, физиологическом;

• использовать четко регламентированное взаимодействие участников образовательного процесса, основанное на сотрудничестве и помощи;

• формировать развивающую предметную среду.

• индивидуальный ритм развития ребенка;

• несовпадение биологического и социального возрастов и шкалы здоровья;

• наличие специальных условий реализации здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса;

• необходимость особой подготовки педагогов к реализации здоровьесберегающего процесса;

• присутствие целевой мотивационно обозначенной установки руководителей образовательных учреждений на его организацию.    

  Однако введение здоровьесберегающих образовательных технологий возможно только в тех учебных учреждениях, которые не только приняли концептуальные установки личностно-ориентированного обучения, но и реально перестраивают педагогическую практику в направлении соблюдения приоритета интересов личности каждого учащегося, позволяющего становиться им подлинными субъектами своей учебной и творческой деятельности, жизни и способными к постоянному самоизменению (адекватному преобразованию своего Я).

Таким образом, становится очевидным, что внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий в школе значительно обогащает социокультурную среду обучения  школьников и фактически создает условия для более разностороннего их развития.


Категорія: Навчально-методична робота | Переглядів: 934 | Додав: оля | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
Copyright MyCorp © 2020
Календар
«  Січень 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбНд
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Наші друзі
  • Першотравенська ЗШ №1
  • Першотравенська ЗШ №3
  • Першотравенська ЗШ №4
  • Першотравенська ЗШ №5
  • ЦДТ«Надія»
  • Міський відділ освіти
  • ВИПУСКНИКАМ
  • Все про ЗНО
  • Міністерство освіти і науки України
  • Дніпропетровський РЦОЯО
  • Портал про ЗНО
  • Інформаційна система "Конкурс"
  • Урядовий сайт для юних громадян
  • ВЧИТЕЛЯМ
  • Все про ЗНО
  • Міністерство освіти і науки України
  • Дніпропетровський РЦОЯО
  • Портал про ЗНО
  • Библиотекарь.Ру
  • Острів знань
  • ДОІППО
  • Освітній портал
  • "Мої знання"
  • "Освітній портал Дніпропетровщини"
  • "Головне управління освіти і науки"
  • "Освітній портал Пед ПРЕСА"
  • Архів
    Статистика

    Онлайн всього: 1
    Гостей: 1
    Користувачів: 0
    Конструктор сайтів - uCoz