Мастер-класс учителя русского языка и литературы Паздериной Натальи Викторовны на заседании городского МО учителей русского языка и литературы "Методы
итогового повторения на уроках литературы" Сегодня в методику преподавания
активно входят инновационные методики, которые требуют соответственной
перестройки в работе учителя.
На уроках нельзя обойтись без
традиционного обучения, однако разумное сочетание традиционных и нестандартных
уроков с инновационными элементами дает
возможность вызвать интерес к
художественной литературе и углубить знания по предмету.
Нестандартные уроки с элементами
инновационных технологий реализуются, как правило,
В начале изучения темы, как стимулирующие к
восприятию нового материала, и в конце темы, как уроки, обобщающие полученные
знания. Часто при этом они выполняют и функцию контроля. Такие уроки проходят в
нетрадиционной обстановке. Характерными особенностями
Данных уроков являются задания индивидуального
эвристического плана. Они могут не иметь однозначных правильных ответов. Любой
ответ всегда уникален и отражает степень творческого самовыражения ученика. На
подобных уроках вместо обобщения материала и заранее готовых выводов урока
внедряется система индивидуальной и коллективной рефлексии-осознания
выполненной работы
Я расскажу о трех
методических приемах, которые помогают
провести итоговые уроки по литературе .1 Прием «Калейдоскоп» Как яркие
стеклышки детской игрушки складываются в диковинные узоры, так и ответы ребят
создают целостное представление по теме. Проведение: учитель напоминает условия: нужно сказать одно предложение по
теме. Говорить друг за другом, внимательно слушая ответы, чтобы не повториться
и не нарушать цепочку. Учитель первым произносит предложение, за ним ученики.
Цель: дать возможность сказать каждому.2 Кластер- способ графической
организации материала ,где используются две составляющие –главное и компоненты
анализа. Работу можно проводить в парах или индивидуально. 3 Коллаж. Цель –
развивать умение анализировать произведение, синтезировать, переносить знания в
графику, сравнивать, делать выводы, создавать символы. Заранее дать задание по группам, руководители групп
сами создают группы и распределяют задания. На уроке группы 20 минут создают
коллаж (учитель раздает одинаковые листы ватмана). На этих листах ребята
изображают символы и наклеивают разные изображения из старых журналов. Во
второй половине урока группы защищают свои работы. В результате весь класс
участвует в работе, руководители групп сами оценивают участие ребят, все
получают оценки.
Подведение итогов по теме
проведено в сжатой форме. |