Из опыта работы учителя правознавства Горбылевой Валентины Алексеевны
Развитие
креативного потенциала учащихся общеобразовательной школы.
Моя
концепция обучения: « Быть – значит творить. Творить – значит мыслить.»
Сократ
Моё
педагогическое кредо «Учись сама,
не бойся спрашивать у других, цени и люби детей!»
В своей
работе применяю педагогические технологии:
v Технология интерактивного обучения; v Техника проектного обучения; v Технология развития критического
мышления.
Креативность –
способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных
ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому
осознанию своего опыта.
Креативный
потенциал представляет
собой синтез творческой активности и возможного уровня готовности школьников к
саморазвитию, где сочетаются возрастные и индивидуальные особенности учащихся
Компоненты
креативных способностей школьников
Ø Чувствительность к проблеме
Ø Способность к синтезу, чувству
сходства и пониманию различий
Ø Дивергентность мышления
Ø Беглость мысли
Креативные
методы обучения
v Метод придумывания
v Метод "Если бы..."
v Метод образной картины
v Метод случайных ассоциаций
v Метод гиперболизации
v Мозговой штурм
v Метод синектики
v Метод инверсии
v Метод разнонаучного видения
v Метод проектов
Нестандартные
уроки – импровизированные учебные занятия, имеющие нетрадиционную
(неустановленную) структуру:
Ø Уроки – деловые игры.
Ø Уроки – типа КВН.
Ø Театрализованные уроки.
Ø Уроки с групповыми формами работы.
Ø Уроки – «суды».
Ø Межпредметные уроки.
Ø Уроки – экскурсии.
Уроки – игры
и другие.
Ключевые моменты метода проектов
П проблема
Р разнообразные
способы её решения
О основополагающий вопрос
Е единство
целей и задач
К конкретные
результаты исследования
Т творческий
подход
Что
необходимо нашим школьникам для успеха?
*
Способность творчески мыслить, последовательно рассуждать и представлять свои идеи
*
Уметь работать в команде и обладать навыками общения
*
Определять приоритеты, планировать конкретные результаты и нести
персональную ответственность за них
*
Эффективно использовать знания реальной жизни
*
Компьютерная грамотность
*
Проекты
позволяют развивать компьютерные навыки благодаря использованию информационных
и коммуникативных технологий для доступа, анализа и оценивания полученной
информации.
Учащимся предоставляются
возможности:
•
Использования
программы Microsoft Word для создания и форматирования документов; создания
информационных бюллетеней;
•
Сбора,
анализа и управления данными для разработки, отчётов и анализа результатов,
составления диаграмм, графиков, кроссвордов в программе Microsoft Excel;
•
Поиска,
сбора, анализа и систематизации данных, полученных благодаря работе в сети
Интернет и с другими источниками информации;
•
Создания
и определения структуры презентаций при помощи программы Microsoft PowerPoint;
•
Общение
по электронной почте;
•
Составление
бюллетеней, буклетов при помощи программы Microsoft Publisher;
•
Подготовки
и показа экскурсий, творческих работ при помощи программ Photo DVD Maker Professional и Movie Maker;
•
Изменение
формата фильма и музыки при помощи программы Format Factory.
В чём состоит миссия учителя? Миссия состоит в том, чтобы поделиться своими
знаниями
с другими, познать истину для себя. Поверить в свои
собственные силы и возможности.
Из
опыта работы учителя русского языка и литературы Косенко Любови
Станиславовны «Использование ИКТ как средство формирования
поликультурной компетентности на уроках литературы»
Косенко
Любовь Станиславовна, учитель русского языка и литературы, очень интересно
представила свою творческую лабораторию, показав всем, как она умело владеет ИКТ и использует все это на
уроках литературы. Ведь на одних словах очень трудно раскрыть всю красоту и
важность поэтических строк, а компьютер - это большая помощь каждому на
современном уроке. Поэтапно показано использование видеоклипов, фрагментов
документальных и художественных фильмов, использование презентаций и много
другого для воспитания любви к литературе, компетентной личности.
Использование
ИКТ как средство формирования поликультурной компетентности на уроках
литературы
Поликультурная
компетентность и толерантность сегодня ставятся в ряд основных педагогических
принципов
Современный
этап развития системы образования в Украине характеризуется образовательными
инновациями, направленными на сохранение достижений прошлого и, одновременно,
на модернизацию системы образования в соответствии с требованиями времени,
новейших достижений науки, культуры и
социальной практики
Характерной
особенностью этого периода развития
педагогического образования
является поиск нового содержания , форм, методов и средств обучения, воспитания и управления; развертывания широкой
эспериментальной работы, направленной на внедрение образовательных инноваций на основе современной
философии образования, которая
существенно отличается от предыдущей.
Территория
новых информационных
возможностей
Наверное,
многие используют в своей работе компьютерные презентации. Это могут быть и
уроки по биографиям писателей с богатым иллюстративным материалом, а могут быть
и тесты и игры, обобщающие пройденный материал.
Любую презентацию можно анимировать, с
помощью анимации объяснять материал.
Компьютерные
презентации
В
основном презентации я создаю к урокам
литературы, так как они требуют большого иллюстративного материала.
Презентации я дополняю видео- и
аудиофайлами, нередко анимирую фигуры, создавая тренажёры и тесты. Всё это разнообразит урок литературы и
прививает интерес у ребят к нашему предмету.
Документальные
фильмы
Не
всегда удовлетворяют имеющиеся в наличии документальные фильмы о биографии
писателей. Иногда они бывают устаревшими, иногда хочется ввести другой текст.
Такая возможность теперь у нас есть. Запишите с помощью микрофона тот текст,
который вас устраивает, подберите иллюстративный материал, наложите его на
звук, можно оформить фоновой музыкой, и фильм готов!
Видеоролики
На уроках литературы очень часто нужен
исторический комментарий. Я использую видеоролики по таким темам. Они
содержат исторические справки об исторических личностях, событиях,
иллюстративный и видеоматериал.
Видеоролики
по биографиям писателей и поэтов
Также
я использую видеоролики по биографиям писателей и поэтов. Насколько интереснее
не просто прослушать рассказ учителя, но и увидеть воочию портреты людей,
окружающих этого человека, места, с которыми связана его жизнь!
Исторический
комментарий о вещем Олеге очень важен на уроках литературы в 6 классе перед
изучением пушкинского произведения. Важно в ходе комментария дать ребятам
понятие о том, кто такие хазары и печенеги, что за город Царьград и что значит
"прибил щит на вратах Цареграда". Кроме того, важно и расширять
кругозор учащихся. Не лишне будет закрепить уже изученные темы по истории. Всем
этим целям и задачам служит ролик «Историческая справка о князе Олеге».
Видеофрагменты
Также можно просматривать фрагменты экранизаций литературных произведений.
Собрана видеотека по многим программным произведениям. Просмотр предваряется
заданиями. Наиболее простые задания типа: какие события предшествовали данному
моменту и какие последуют за ним. Можно предварять просмотр эпизода какими-то
вопросами по содержанию, а после просмотра вести беседу по данным вопросам.
Фонохрестоматия
Можно использовать как эталонное прочтение, к которому следует стремиться
Может
даваться как иллюстрация
Может
даваться в познавательных целях, чтобы познакомиться с голосом знаменитых
писателей, актёров( слушают стихи в исполнении В.Маяковского, С.Есенина,
А.Блока, А.Ахматовой ит.д.)
Прекрасно
не просто послушать фонохрестоматию, а дополнить её фрагмент видеорядом. Это
всегда более наглядно и интересно. Вот пример такой работы - стихотворения С.
Есенина в исполнении актёра Сергея Безрукова.
Интегрированные
проекты
Использую
видеофильмы-исторические справки о различных исторических личностях, рассказы о
картинах по литературным произведениям. Ведь очень часто на уроках литературы
мы рассказываем не только о литературе, но и о смежных видах
искусства.(Несколько картин В.Васнецова
объединяет одна тема, посвящённая «Слову о полку Игореве», «Песнь о вещем
Олеге»)
Прекрасно
повышают интерес к урокам литературы и к творчеству поэтов видеоклипы,
созданные по песням на стихи. При этом я беру музыку в современной обработке,
что также помогает приблизить поэта к современному слушателю, показать
актуальность его поэзии в наши дни.
Заочные
экскурсии
Использование заочных экскурсий -
документальных фильмов - важный момент в моей работе. Зачем нужны заочные
экскурсии на уроках литературы?
Во-первых,
они расширяют кругозор учащихся.
Во-вторых,
сейчас в каждом классе по литературе предлагается совершать заочные экскурсии
по литературным местам. Таким образом, эти фильмы - видеоподдержка таких
уроков.
В-третьих,
не всегда можно съездить в отдалённые от нас места, такие как Тарханы,
Михайловское, поэтому такие экскурсии замещают "живые".
Сейчас
на уроках литературы не обойтись без путешествий по литературным местам. Но не
всегда Пушкинские горы и Спасское-Лутовиново можно посетить реально. Тогда нам
помогают виртуальные и заочные экскурсии.
Интегрированные
проекты
Интегрированные
проекты - это исторические справки, которые часто нужны на уроках литературы,
живописные иллюстрации, ведь у литературы много смежных дисциплин: и живопись,
и история, и музыка. Рассказ об этом расширяет кругозор учащихся, украшает
урок.
На
уроках литературы часто не обойтись без исторического комментария. Его
приходится привлекать при изучении таких произведений, которые затрагивают исторические
личности и исторические факты, такие как «Бородино", «Тарас Бульба»,
«Капитанская дочка» и другие. И без подробного исторического комментария не
обойтись.
Литература
стоит в ряду видов искусства, и её невозможно изучать без привлечения смежных
видов искусства: музыки, живописи, скульптуры. И на уроках начинает звучать
музыка, анализируются произведения живописи. Часто это лучше делать с помощью
заранее приготовленных видеоклипов. Ведь на уроке надо соблюдать и такой
принцип, как эстетичность, и хорошо представленный наглядный материал многое
может сделать в эстетическом воспитании наших учеников.
Компьютер
не заменяет учителя, а только дополняет
его
Профессиональная
компетентность педагога, его
педагогическое мастерство и,прежде всего, его личность, его собственная
мотивация является важными показателями
должного развития современной системы образования. |