Природа – сказка, которую нужно читать сердцем. (Внеклассное мероприятие, посвященное 95-летию В. А. Сухомлинского) Цели: познакомить учащихся с биографией В.А. Сухомлинского, его сказками; формировать навыки поведения в природе; эстетическое и экологическое воспитание. Оборудование: компьютерные презентации, глобус, выставка детских рисунков о природе, поделки из природного материала.
Вступительное
слово учителя.
Мы живем в мире природы. В ней так много
удивительного, ведь природа - это сказка, которую нужно читать сердцем. И
сегодня мы с вами попробуем это сделать. А начем мы с такой истории.
На окраине большого села, что в 15 км от г.
Кременчуга, располагалась школа. «Наша школа под голубым небом, на зеленой
травке, под ветвистой грушей» - говорили о ней ученики. Это школа радости. Школьный
участок примыкал к лесу и к реке
Омельник, небольшому притоку Днепра. Рядом находилась зеленая дубрава и
чудесная сиреневая роща. В этой роще часто можно было увидеть молодого учителя,
окруженного любопытной детворой. Они наблюдали за природой, встречали рассветы
и закаты солнца, слушали пение птиц, шелест листвы, песню дождя, познавали мир.
Кто же этот учитель, покоривший сердца учеников?
Презентация
о В.А. Сухомлинском.
В.А. Сухомлинский родился 28 сентября
1918 г. в селе Васильевка Херсонской обл.
Его мама-Оксана была домохозяйкой и
много внимания уделяла воспитанию детей: Ивана, Василия, Сергея и Мелании.
Учила добру, честности, человечности. Долгими зимними вечерами за прядивом или
шитьем рассказывала детям сказки, интересные истории, читала книжки.
После окончания школы крестьянской
молодежи поступил в Кременчугский медицинский техникум. В 1939 г. с отличием
окончил Полтавский педагогический институт. Работал учителем украинского языка
и литературы в сельских школах Онуфриевского района Кировоградской области.
В июне 1941г. призван в Красную Армию. В
январе 1942 г. был тяжело ранен осколком снаряда под самое сердце. Чудом выжил.
Возвратился на родину, узнал, что его жена, участвовавшая в партизанском
подполье , с малолетним сыном были замучены фашистскими оккупантами.
С 1948 г. до последнего дня своей жизни
работал директором средней школы поселка Павлыш Онуфриевского района
Кировоградской области Украины.
Тяжелая жизнь не ожесточила душу
Сухомлинского. Он всегда и во всем был доброжелателен и отзывчив, мягко и тепло
относился ко всем людям, особенно к детям.
Выдающийся ученый – педагог, ветеран
Великой Отечественной войны, В.А. Сухомлинский скончался 2 сентября 1970 года,
на следующий день после начала учебного года. Осколок металла, застрявший под сердцем,
вызвал у него внезапную смерть... Похоронен во дворе Павлышской школы.
Музыкальная презентация.
Учитель. В.А.
Сухомлинский говорил: «В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С
того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он
засмотрелся на лепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в себя. Человек
постиг красоту… Красота существует
независимо от нашего сознания и воли, но она открывается человеком, им
постигается, живет в его душе…»
Живет на Земле человек. Он – маленький,
а Земля – огромная. Человек любит свою Землю, потому что не может он жить без
запаха листьев, без звонкой песни, без ручья, без синего василька в поле.
На
фоне слайдов о природе
1.Живет повсюду красота,
Живет ни где-нибудь, а рядом.
Всегда открыта нашим взглядам,
Всегда доступна и чиста.
2.Посмотри, мой юный друг!
Что находится вокруг?
Небо светло- голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает,
Поле, речка и трава,
Горы, речка и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года-
Это все вокруг природа!
Учитель. В.А. Сухомлинский очень любил природу. В ней он находил созвучье своим мыслям, чувствам,
настроению, черпал вдохновение. Он учил видеть красоту природы, чувствовать ее,
любить и заботится о ней ребят. Вместе со своими учениками В. А. сочинял
удивительные, мудрые сказки. Послушайте их.
Сказка
«Камень».
-О чем заставляет задуматься эта сказка?
Вода,
деревья, птицы не могут жить на Земле друг без друга. Каждая сломанная ветка,
каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка - это маленькая рана
нанесенная природе. И если одну рану нанесешь ты, другую - твой товарищ. Что же
станет с природой? Земля превратится в пустыню. Природа даже самые маленькие раны залечивает сотни
лет.
Сказка
«Вол и синичка»
-Чему учит эта сказка?
Она заставляется задуматься о том, что красота
открывается только мудрому и думающему. Мудрый и думающий человек,
почувствовавший сердцем красоту природы,
не навредит ей. Он будет поступать с природой благородно и бережно.
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном,
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В реку смотрят удивленно.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нет!
Учитель. Да, действительно, другой такой планеты нет. Наша
Земля в наших руках. Наша небольшая планета добра к нам. И мы должны ей отвечать ей теплом на тепло,
любовью на любовь. А чем же мы ей иногда отвечаем?
Фрагмент
из мультфильма «Шапокляк»
Песня.
Птицы, рыбы, звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди!
Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц-
не небо
А море без рыб-не
море!
А земля без зверей-не
земля!
Люди-исполины,
люди-великаны,
Есть у вас винтовки,
сети и капканы.
Есть у вас
бесстрашье, сила есть навечно,
И должно быть сердце.
Сердце человечье!
Смотрю на глобус, шар земной
И вдруг вздохнул он
как живой.
И шепчут мне
материки:
«Ты береги нас,
береги!»
В тревоге рощи и
леса,
Роса на травах, как
слеза,
И тихо шепчут родники:
«Ты береги нас,
береги!
Грустит глубокая
река,
Свои теряя берега.
И слышу голос той
реки:
«Ты береги нас,
береги!»
Остановил олень свой
бег,
Будь человеком
человек!
В тебя мы верим – не
солги:
«Ты береги нас,
береги!»
Смотрю на глобус –
шар земной,
Такой прекрасный и
родной,
И шепчут губы – не
солгу:
«Я сберегу вас,
сберегу»
Песня на мелодию «Маленькая страна»
Реки, моря, пустыни,
горы,
Степи, леса, поля –
Мир живой фауны и
флоры –
Это и есть Земля.
Мир разноликий,
разноцветный
Дышит, поет, цветет.
Связаны нитью
незаметной
Каждый, кто
в ней живет.
Нить эту сохрани,
Нить эту не порви.
Мир, что зовут
Природой,
Знай, люби, береги!
(2 раза)
Заключение.
В.А. Сухомлинский
говорил, что человек стал человеком, когда увидел красоту природы и изумленный
пошел по земле. «Остановись и ты в изумлении перед красотой – и в твоем сердце
расцветет благородство. Перед человеком открылась радость жизни потому, что он
услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчанье весеннего ручейка и переливы
серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летне небе шуршание снежинок и
стон метели, ласковое плескание волны и торжественную тишину ночи – услышал и
затаив дыханье слушает сотни и тысячи лет музыку жизни. Умей и ты слушать эту
музыку. Дорожи красотой природы, береги ее». Твори красоту в своем сердце и твори красоту
на Земле своими руками. Благодари Землю и природу.
Ученик.
Благодарю, Земля,
благодарю
За то, что вижу
озеро, зарю.
За все вокруг, что
знаю, слышу, вижу.
И эти дали светлые
твои,
Пока мне хватит крови
и любви,
Ни словом, ни
поступком не обижу.
Благодарю, Земля,
благодарю
За нежность к февралю и сентябрю,
За все твои прекрасные подарки,
За то, что ты нас делаешь добрей,
Богаче, бескорыстнее, щедрей!
Рефлексия.
Нам
очень хочется, чтобы для вас наша школа стала «школой радости». А к
природе вы относились как к сказке и умели читать ее своим маленьким
трепетным сердцем. Нам бы очень хотелось узнать, что осталось в вашей душе, что
запомнилось, что тронуло вас?
Разработку подготовили учителя
географии Кириенко Е.А., Власова Г.В. |