Классические принципы обучения в современном
образовании.
В
методической литературе общепризнанной является следующая система принципов:
1)
Принцип активности и сознательности;
2)
Принцип
индивидуальности;
3)
Принцип
воспитания;
4)
Принцип
научности;
5)
Принцип
доступности;
6)
Принцип
наглядности;
7)
Принцип
систематичности;
8)
Принцип
прочности знаний.
Методические темы учителей математики направлены
в основном на выполнение принципа активности и сознательности, т.к. он вытекает
из целей и задач школы, призванной готовить активных самостоятельных членов
общества, а в последние года еще и креативных. Поэтому
любой учитель старается активизировать учащихся.
Активность детей начинается с эмоциональных переживаний, продолжается
волевым напряжением и работой мысли. И в итоге, проявляется в практической деятельности.
Ответственность перед своими одноклассниками ведет к сознательности, к
возможности «переноса» знаний в другие практические ситуации.
От рейтинга класса, о котором я
неоднократно рассказывала, в 11 классах я перешли к личному рейтингу каждого
учащегося.
На семинаре, который проходил на базе ОШ№2, в
марте 2012 года я познакомила учителей с
использованием элементов рейтинговой системы в старших классах. На нем я
рассказывала об особенностях опроса старшеклассников. О том, как проводить «мозговую атаку» не 10
минут на уроке, а поддерживать состояние мозговой активности весь урок,
учитывая при этом уровень обучаемости
учеников.
В этом году я приучила к такому опросу 7 класс. Вначале
они не могли понять, почему за строчку решения на доске учитель не выставляют
сразу оценку. И почему на оценку влияет
проверка домашней работы и ответы на
устном счете.
В итоге моя тема также помогает внедрять
принципы индивидуального подхода к обучению, ведь задания и вопросы
строго дифференцируются по уровням, и воспитанию конкурентно-способной личности в
условиях нашей действительности.
На принцип научности просит обратить особое внимание
областной кабинет математики. Одним из более эффективных способов научного
познания реальности в математике является построение математической модели.
В ноябре 2013 года те учителя, которые посетили мой
открытый урок, видели построение
математических моделей для вывода понятия высшей математики. А также выработку
у учащихся более высокого уровня учебно-исследовательских навыков и умений и
использование элементов методики кейсов.
Для осуществления принципа наглядности я
разрабатываю презентации сама, в удобной для преподавания форме. Ведь дети мыслят «образами, звуками,
красками, чувствами, а затем формами». При создании презентации это нужно
учитывать для того, чтобы делать обучение конкретным и увлекательным, развивать
наблюдательность и мышление. Презентации очень помогают при изучении геометрии
(демонстрация презентации).
Поскольку последние годы я работаю со старшими классами.
И в этом году у меня выпускной класс, то на передний план выходит подготовка к
ЗНО. Предлагаю формулу: « Систематизация +
элементы «case-study» = подготовка к ЗНО»
В качестве
систематизации материала вашему вниманию предлагаю справочные опорные листы,
разработанные в удобной для повторения форме.
Этот метод, в основном, применяется в
экономике и имеет два толкования: «метод конкретных ситуаций» и «метод казусов».
Кейс – учебные конкретные ситуации,
которые нужно:
•
проанализировать
•
найти
алгоритм решения
•
предложить
для дальнейших выводов.
Но, ситуация должна быть на основе фактов из
реальной жизни - это отличительная особенность метода. Свой открытый урок я
строила на основе этого метода. Группы по 2 учащихся разбирали ситуацию,
которую они брали из жизни. Выводили формулу и предоставляли полученный
результат для анализа. Кейс, который я создала на факультативе в 11 классах –
подготовка к ЗНО, при этом учитель выступает в роли ведущего, генерирующего
вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т.е. диспетчера
процесса сотворчества. Насколько было эффективно использование данного метода,
станет понятно после итогов ЗНО. Ильина Н.В. |