Задания творческого и исследовательского характера существенно повышают заинтересованность учащихся в изучении физики и являются дополнительным мотивирующим фактором
. Образовательная технология «домашний эксперимент» во взаимодействии с компьютерными возможностями развивает познавательную самостоятельность и инициативу; вырабатывает настойчивость, наблюдательность, внимание; активно содействует содружеству «Учитель-ученик-родитель».
С сентября 2013 года учащиеся всех 5-классов начали заниматься по новым программам, в которых много внимания уделяется естественным наукам. Учителя физики ждут с нетерпением, когда сложная физика будет изучаться 7-классниками 2 часа в неделю, а 9-классники будут уделять ей 2,5 часа. Новые стандарты потребуют от школьников умение работать с современными информационными носителями и с компьютером. Флешка, видеокамера и диктофон станут столь же необходимы в учебе, как карандаш и бумага. И все же ученик лучше усвоит учебный материал, если знания получены на основе своих действий, ощущений при непосредственном контакте с явлениями.
В своей работе я давно использую образовательную технологию «Домашний эксперимент», но сегодня есть возможность сделать его еще более зрелищным и эффективным благодаря компьютерным технологиям.
Я не сторонница виртуального эксперимента в тех случаях, когда его можно провести реально, но я за компьютерную обработку полученных данных, за мультимедийные средства при наблюдениях за явлениями и в представлении результатов своих исследований.
Одно из требований к домашнему эксперименту – простота в выполнении. Следовательно, выполнение таких заданий, целесообразно проводить на начальном этапе обучения физике, когда в детях еще не угасло природное любопытство. К тому же вряд ли удастся придумать эксперимент для домашнего выполнения по таким темам как «Электродинамика» 11 класс, «Физика атома», «Квантовая физика». Хотя, тема «Свойства жидкостей» запомнилась 10-классникам интересными домашними экспериментами: наблюдение поверхностного натяжения - иголка, плавающая на воде, разбегание плавающих спичек при опускании мыла в воду. Такие опыты видны на уроке только ученикам первых парт. Дома же ученики сняли эксперимент на видеокамеру, с юмором комментировали физическую природу наблюдаемых явлений, сами, с удовольствием играют роль актеров и ученых-экспериментаторов.
Хочу предложить небольшой список из предлагаемых мною домашних заданий для учащихся.
Задания можно выполнять группой, привлекать родителей, результаты предоставляются на электронных или бумажных носителях.
1.Зависимость скорости диффузии от температуры жидкости. Можно делать фотографии и сопоставлять кадры(7 класс)
2.Газы при нагревании расширяются. Опыт из учебника Л.Э.Генденштейн, Физика 7.
3.Определение размеров малых тел. Используем горошины, уложенные в ряд. Делаем фото или видео. Хорошо показать в начале выполнение аналогичной лабораторной работы в 7 классе.
4.Изучение характеристик звука. Струйка воды во время наполнения бутылки вызывает шум, меняется высота тона. Снять видео.
5.Фото или видео простых механизмов, используемых в быту.
6.Электризация тонкой струйки воды, вытекающей из крана. Видео.
7.Свойства механических волн: отражение, преломление, интерференция, дифракция волн на воде. Эксперименты можно проводить с числом источников волн, видами препятствий и щелей. Результат можно представить в виде фильма с комментариями.
Это далеко неполный список тех экспериментов, которые выполняют мои ученики. Но каждый творческий учитель может придумать неограниченное число вариантов домашних опытов.
Отчет о такой деятельности может быть в виде небольшого фильма, серии фотографий, микропрезентаций. Такой вид деятельности повысит интерес учащихся к физическому эксперименту, к исследовательской деятельности.
Сегодня ясно всем учителям, что без использования компьютеров. Проекторов, мультимедийных досок провести урок на хорошем современном уровне невозможно.
Литература
- Буров В.А., Иванов А.И., Свиридов В.И. Фронтальные экспериментальные задания по физике: 8 класс. – М.: Просвещение, 1985.
- Буров В.А., Иванов А.И., Свиридов В.И. Фронтальные экспериментальные задания по физике: 9 класс. – М.: Просвещение, 1986.
- Горев Л.А. Занимательные опыты по физике. – М.: Просвещение, 1985.
- Шилов В.Ф., Экспериментальные задания. Ученические мини-проекты.
|