Развитие креативности учащихся в процессе преподавания
географии
Каждый учитель трепетно относится к своему
предмету. Для меня география - это наука, которая окрепла и развилась под шум
прибоя, ее озаряли полярные сияния и отблеск вулканических извержений, обжигало
тропическое солнце, и засыпали арктические снега. В географию шли наиболее
отважные и смелые люди, которые не боялись рисковать, те, кто не знал большего
счастья, чем счастье открытий. Ни одной науке не обходятся так дорого открытия,
как географии. За каждую крупицу знаний заплачено человеческими жизнями.
География обладает огромными возможностями для
расширения кругозора человека, развивает мышление, воспитывает любовь к природе
и к стране, в которой живет человек.
«Человек не может воздействовать на природу,
не может завладеть никакой из ее сил, если не знает законов природы, не умеет
измерять и вычислять их». (Александр
Гумбольдт)
Наше время – это время
существенных изменений в науке, технике, информационной среде, образовании.
Обществу нужны люди, которые способны принимать нестандартные решения, уметь
творчески мыслить. Современному человеку очень тяжело адаптироваться в
обществе, а еще более сложно проявить себя, если у него не развиты творческие
способности.
Творческое развитие следует
рассматривать как процесс, который предусматривает тесную взаимосвязь между
восприятием и деятельностью. Такое развитие называют развитием креативности.
Понятие «креативность» очень
актуально, преобрело значение еще до начала 50–х годов ХХ в., его основоположником
считают Дж. Гилфорда, который сопоставил понятия креативности и творческого
мышления.
Что же такое «креативность»? Под
креативностью понимают …
Ø
создание
нового из того, что уже есть;
Ø
решение
проблем совершенно новым неординарным способом;
Ø
отказ
от стереотипного мышления;
Ø
гибкость
и оригинальность;
Ø
предрасположенность
к анализу и синтезу;
Ø
способность
интуитивно почувствовать правильное направление мысли;
Ø
умение
генерировать большое количество идей.
Как сказал
американский психолог Пол Торренс : « Креативность – это
значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой,
нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на
песке, приветствовать будущее».
Преимущество креативности в том, что она …
Ø
помогает
решать сложившиеся проблемы;
Ø
подталкивает
личность находить самые необычные пути развития;
Ø
делает
жизнь бесконечно разнообразной;
Ø
позволяет
реализовать творческий замысел;
Ø помогает найти пути для
самореализации.
Креативное обучение – это процесс постоянного сотрудничества учителя и
учащегося.
«Будьте сами искателями, исследователямими. Не будет огонька у вас – вам никогда не зажечь его в других», - писал Василий Сухомлинский.
Творчество нужно не только будущему художнику, но и будущему инженеру, менеджеру, педагогу, врачу,
общественному деятелю или ученому.
Современный учитель не может обойтись
без креативности, как одной из существенных составляющих его профессионального
роста и совершенствования собственного педагогического майстерства путем
использования творческих идей.
Главные задачи которые я стараюсь реализовать:
развивать у учащихся интерес к
географическим наукам;
создавать комфортные условия
обучения;
повышать эффективность учебного
процесса;
способствовать
развитию мышления, умственных творческих способностей учащихся;
обеспечить овладение учащимися
навыков саморазвития личности.
Креативное образование отвечает такой организации обучения, воспитания и
развития творческой активности, в которой как педагог, так и ученик стремятся к получению творческого продукта. Для
этого на своих уроках я создаю следующие условия:
использую активные и
интерактивные методы обучения;
принимаю все
ответы и реакции детей;
каждая
идея – это «эврика»;
ошибки
учащихся стараемся использовать как возможность нового, неожиданного взгляда на
что-то обычное;
обязательно
положительная творческая атмосфера;
исключение
критики личности и деяльности учащихся;
использование
в учебной деяльности личного опыта учащихся.
Направляя урок на развитие творческих способностей учащихся, я ориентируюсь
на принципы:
- Принцип «пользователя»
современными педагогическими развивающими
технологиями.
- Принцип «восприятия другого» (воспринимать ученика как личность,
которая имеет право на свои
особенности).
- Принцип «проектирования и
реализации» учебной среды, которая
влияет на раскрытие творческих возможностей учащихся.
- Принцип «самоосознаной
позиции», умение стать в позицию по
отношению к тому, чему обучают, как обучают и зачем обучают .
- Принцип «сотрудничества» между учителем и учащимися, между учащимися.
Развитием творческого мышления на уроках
необходимо руководить. С учётом того, что проявление креативности подвержены
влиянию многих внешних условий, правильный выбор форм организации учебно–воспитательного
процесса может сыграть решающую роль. И здесь важно отметить, что в школьной географии заложены большие
возможности по развитию креативного потенциала. Наряду с подбором специальных
заданий, позволяющих развивать быстроту, гибкость, оригинальность и точность
мышления, можно применить ряд проверенных общих подходов к стимулированию и
развитию креативности.
Влияние различных видов заданий
на развитие творческого потенциала учащегося.
Типы творческих заданий
|
Способствуют развитию, психических
свойств
|
Репродуктивного уровня
Рисунок
Сообщение
чайнворды,
кроссворды, ребусы,
синквейны
игра
"термин-понятия”
|
Воображение
устная
речь, память
мышление,
память, внимание
память,
внимание
|
Частично-поискового уровня
рассказ с
ошибками
составление
логических цепочек
узнай
объект (по контуру, фрагменту
карты, по описанию)
|
внимание,
память
внимание,
логическое мышление
внимание
|
Творческий уровень
Путешествие
решение
географических задач
составление
образца территории
социологический
опрос
свое
задание
|
внимание,
память, мышление, воображение
внимание,
логическое мышление
внимание,
память, логическое мышление,
воображение
внимание,
мышление
внимание,
память, мышление, воображение
|
Особое внимание уделяю
работе в парах, группах. Эти виды работы дают учащимся время подумать,
проанализировать, обменяться идеями с партнерами, а потом с классом. Они
способствуют развитию критического мышления, навыков общения, умения убеждать,
слушать.
Для нормального
проведения урока учителю нужна «обратная связь», мы должны видеть реакцию
учеников: нравится им полученная информация или нет, удивлены они или они не
понимают о чем идет речь. В течение урока я привожу интересные факты, включаю
элементы игровых технологий. Иногда это приводит к тому, что ученики,
заинтересовавшись услышанным, начинают обсуждать его так, что их сложно успокоить.
Но уроки и должны быть интересными, не скучными.
Получение знания учениками — это тяжелый труд
не только для самих учеников, но и для учителя. К сожалению, некоторые ученики
не готовы к этому, и тогда задача педагога становится еще более сложной. Необходимо
заинтересовать ребенка, вызвать желание учиться, творить.
На уроке географии каждый ребенок имеет возможность для развития творческой
фантазии, тоесть стать путешественником, совершив воображаемую экспедицию,
художником, дополнив отчет о путешествии собственными рисунками и др..
Не возможно представить современный урок без
использования информационных комуникативных технологий.
Великий креативщик свого времени Альберт Эйнштейн сказал: « Каждый — гениален. Но если вы будете судить
рыбу по ее способности лазать по деревьям, она всю жизнь проживет с верой в
свою глупость».
Потенциальное творчество
свойственно каждому ребенку, выявляю его с помощью…
1)
Анкетирования
2)
Факультативных
занятий
3)
Выполнения
проектных работ
4)
Индивидуальной
работы с учащимся
5)
Уроков
творчества
Чтобы
развивать творческие способности учеников, педагог сам должен быть творческой
личностью, стремиться к преодолению в себе шаблона, формальности в
преподавании. Чем активнее учитель включится в проблемы интеллектуальной одаренности,
тем быстрее общество получит профессионально ориентированных молодых людей, сумевших
реализовать свой творческий потенциал.
Внутри нас скрываются потенциальные творческие
возможности, и мы должны постоянно работать над собой, чтобы раскрыть этот
потенциал.
|