В
рамках проведения «Недели права» в 5-А классе прошел классный час «Право быть
ребенком», на котором дети познакомились с представлением о том, что они имеют
неотъемлемые права, в частности, закрепленные в Конвенции о правах ребенка, учились
применять их в жизни, соотносить права и обязанности; осознавать ответственность
за свои права; формировать положительное отношение к правам других. Классный
руководитель с помощью мультимедийной презентации познакомила учащихся с
основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка; помогала
детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав. Эпиграфом
к уроку были взяты слова древнего мудреца Ювенала: «Детству следует оказывать
величайшее уважение».
Есть
ли у маленьких граждан страны свои права? Знают ли пятиклассники их? Кто в
государстве обязан защищать права детей? На эти и другие вопросы старались ответить
дети.
Они
узнали, что после того, как в 1945 году закончилась вторая мировая война —
самая жестокая и кровопролитная за всю историю человечества, когда наступил
мир, народы многих стран решили: нужно объединиться. Чтобы разногласия и
противоречия заставляли людей не драться, а вступать в переговоры, чтобы
конфликты можно было решать мирным путем. Именно с этой целью в октябре 1945 г.
была создана Организация Объединенных Наций (ООН). В 1948 году государства,
входящие в ООН подписали Всеобщую декларацию прав человека — документ, в
котором пообещали друг другу и своим народам гражданские права и свободы:
равенство всех перед законом, личную неприкосновенность, свободу совести,
возможность верить или не верить в Бога и многое другое.
Всеобщая
декларация прав человека — нужный и полезный документ. Но в нем говорится о
людях вообще — и ни слова о детях! А ведь дети нуждаются в особом внимании, в
заботе и защите со стороны государства.
Именно
поэтому в 1989 году 20 ноября ООН приняла особый документ под названием
"Конвенция о правах ребенка”.
"Конвенция
о правах ребенка” — это международное соглашение. В нем государства дают обязательство
соблюдать права каждого ребенка. И наша страна тоже подписалась под этим
документом, а значит — пообещала всему миру заботиться о своих маленьких
гражданах.
О
каких же правах идет речь в конвенции, на что каждый ребенок имеет право?
На
столах у детей лежали листы, на которых были перечислены основные права детей —
основные статьи из Конвенции о правах ребенка. Но прежде, чем перейти к
ознакомлению с основными статьями Конвенции, дети выполнили следующее задание. Проведена
игра «Ваши права». (Прозвучала песня
Е.Крылатова на слова Ю.Энтина «Мы маленькие дети» из к/ф «Приключения
Электроника».)
Дети составили список потребностей ребенка,
которому 2 месяца. Ответили, что ему необходимо для жизни? Потребности человека
с возрастом меняются. И в 10-11 лет, как сейчас нынешним пятиклассникам, у
ребенка могут быть и другие потребности. Пятиклассники составили список
потребностей 11-летнего ребенка, после чего попытались ответить, как с
возрастом изменяются потребности ребенка? Они становятся разнообразнее и
сложнее, их становится больше. Затем дети познакомились с небольшим перечнем
прав ребенка, признанным Конвенцией.
После
этого была проведена "Литературно-правовая викторина”(на экране заранее
приготовленные вопросы ситуаций) из известных и любимых сказок. Ученики
анализировали ситуации с позиции Конвенции о правах ребенка.
Для
того, чтобы закрепить полученные на занятии знания, детям было предложено ответить
на вопросы кроссворда.
Таким
образом, ребята поговорили о правах и узнали, что у детей, как и у взрослых,
есть права, узнали, какие документы защищают их права, куда они могут обратиться,
если будут нарушены их права, каким правом они пользуются сейчас, сидя за
партами в школе.
Именно
это право – право на образование позволило пятиклассникам познакомиться с
правами ребенка. А мудрые книги помогут им лучше понять, как защитить свои
права.